Школа потребителя

Бесплатный WI-FI: от Tesco до Пятерочки

Бесплатный WI-FI: от Tesco до Пятерочки

В Российской Федерации пока еще по пальцам можно пересчитать места, где можно, вот так просто – взять, и воспользоваться WI-FI, ничего за это не заплатив.

Поэтому, намерение продовольственной сети Пятерочка предоставить его бесплатно вызвало серьезный интерес: как со стороны новостных агентств, так и со стороны рыночных экспертов.

Впрочем, немалое число последних уверены в том, что подобный сервис был бы более уместным в гипермаркетах или супермаркетах с более премиальной клиентурой.

Хотя – это всего лишь экспертное мнение, а его могут оспорить факты – все-таки Пятерочка это не стихийный рынок под крышей, а крупнейшая сеть второго по оборотам продовольственного объединения России. Так что, едва ли среди числа посетителей не найдется группы, которую эта услуга не заинтересует – не сразу, так со временем.

На дверях некоторых московских магазинов Пятерочка появился значок, обозначающий бесплатный WI-FI. В администрацию X5 Retail Group (которая, помимо Пятерочки, курирует целый ряд сетей) в связи с этим посыпались вопросы.

Представитель компании Денис Кузнецов подтвердил намерения. Он, в частности, сказал, что на сегодняшний день организовать бесплатный WI-FI есть возможность в 30 магазинах Пятерочка. Сейчас запущен пилотный проект, и полным ходом, с 2014 года идет тестирование услуги.

Главное мнение остается за покупателями – если услуга возымеет популярность, если ее активно будут использовать покупатели – а это легко промониторить – она будет внедрена со временем во все магазины.

Кузнецов не скрывает и того, что одной из основных целей – привлечь в качестве покупательской аудитории молодежь. В иные детали он не вдается. Не раскрывает ни название будущего провайдера, ни общей стоимости проекта.

Экспертные мнения

По состоянию на начало марта 2015 года под патронатом X 5 Retail Group на территории Российской Федерации действует 5639 магазинов. Из них:

  • Пятерочка – 4958 торговых точек;
  • Перекресток – 405;
  • Карусель – 83;
  • Экспресс – 193.

Коммерческий директор компании Shopster, которая занимается поставкой и установкой WI-FI оборудования разного рода коммерческим компаниям Илья Спасенов имеет немалый опыт в осуществлении подобных проектов. И он, на правах эксперта утверждает, что для X 5 Retail Group, при оборудовании подконтрольных торговых точек бесплатным WI-FI, было бы разумнее начать реализацию данного проекта с магазинов Перекресток или Зеленый Перекресток.

По его мнению, клиенты Пятерочки в большинстве своем не слишком обеспечены, чтобы иметь соответствующие мобильные устройства и владеть ими на таком уровне, чтобы реагировать на возможность использования преимуществ бесплатного WI-FI. Контингент Перекрестков в этом плане более подходящий.

Если Денис Кузнецов, представляющий ритейлера затратной части не раскрывает, то Илья Спасенов выдвигает по данному поводу некоторые предположения.

Он заявляет, что для сети Пятерочка оснащение всех магазинoв интернетом с задействованием WI-FI обойдется в сумму, приближенною к 60 миллионам рублей. Еще 30 миллионов придется выделить на ежемесячную оплату провайдерских услуг. Оправданы или нет такие затраты для Пятерочки — решать, безусловно, собственнику, но у независимых наблюдателей задумка вызывает массу вопросов.

Например, по поводу целесообразности бесплатного WI-FI именно в сети Пятерочка сомневается и генеральный директор мониторинговой компании Info LINE – Аналитика Михаил Бурмистров. По его мнению, для того, чтобы сервис давал мало-мальски существенную отдачу, нужно иметь собственное сетевое приложение, интернет-магазин или, на худой конец, небольшую кофейню, оснащенную банальными посадочными местами, расположившись на которых, клиенты могут воспользоваться услугой. И, заодно, выпить кофе.

Бурмистров вспоминает историю, когда X 5 Retail Group вынашивала планы по открытию интернет-магазина E5. В связи с заморозкой проекта пропала логическая обоснованность бесплатного WI-FI.

Польза WI-FI

Как видно из описанного выше, WI-FI бесплатным предполагается для клиентов, но ни в коем случае не для самой сети. А какую выгоду может получить от этого сам ритейлер? Чем можно оправдать или, если угодно – окупить ежемесячные миллионные счета от провайдеров? Технический директор компании Extreme Networks, курирующей огромный территориальный сегмент, включающий Центральную, Восточную Европу, а также Российскую Федерацию и страны СНГ, Кирилл Жуков видит в таком сервисе массу преимуществ для торговых сетей.

По его утверждению – это прекрасная возможность продвигать новые виды товаров. С другой стороны – открывается доступ к данным посетителей. Конечно, никто не говорит о том, что представители сетей будут использовать конфиденциальную информацию в преступных целях: во-первых, есть соответствующий закон, ограничивающий подобные действия; во-вторых – ритейлеров интересуют принципиально иные вопросы – возрастная группа, наиболее часто покупаемый товар, и так далее.

Таким образом, сетевики могут воздействовать на покупателя путем заманчивых маркетинговых предложений и акций, в итоге, повышающих обороты.

С Кириллом Жуковым солидарен Дмитрий Неткач – управляющий партнер компании Watcom Shop Mechanics. В качестве примера он приводит непродовольственные сети, которые предоставляют своим покупателям бесплатный WI-FI. При этом он делает акцент на том, что там невысокий трафик, ежедневных пользователей сервиса – не более 10 человек.

Тем не менее, очень быстро создана клиентская база. Немаловажную роль в подобном успехе сыграло и грамотное использование бесплатного WI-FI. Типичный вариант — чтобы иметь доступ к сервису в определенной точке, предлагается идентифицироваться с помощью социальных сетей. А здесь: и реклама, и растущая за счет нее потребительская база.

Интересные исторические факты по теме

Использование бесплатного WI-FI в ритейлерских сетях задумка не новая, и давным-давно апробированная на Западе.

Одним из первых крупнейших мировых ритейлеров, удачно воплотивших идею бесплатного WI-FI в жизнь, стала торговая сеть из Великобритании – Tesco. По историческим меркам, событие произошло совсем недавно – в 2011году. Именно тогда – не во всех – лишь в некоторых сетевых магазинах, в рамках пилотного проекта было установлено необходимое оборудование.

Проект не только прижился, но и был оценен на всех уровнях: как клиентами, так и менеджерским составам сети, получавшей от этого немало выгоды. Лучшим доказательством успешности стало заявление, прозвучавшее по окончании 2014 года. В нем раскрывались планы: их суть состоит в том, чтобы оснастить высокоскоростным интернетом 806 магазинов Tesco Extra в Великобритании и 133 объектов в Ирландии.

По поводу целесообразности задумки высказался директор по информационным технологиям Tesco Томас Кадлек. Он говорит о том, что все это — результат пожеланий клиентов. Уникальность ситуации заключается в том, что обычно, все наработки традиционных магазинов переносятся в сетевые торговые порталы.

В ситуации с Tesco получилось все наоборот — люди хотят в обычных магазинах хотят получать тот же спектр услуг, что и онлайн, а именно: быстро, и с максимальным комфортом, осуществить доступ к информации о товаре – его качествах, цене, маркетинговых предложений, связанных с ним, и даже – если речь идет о продуктах питания – кулинарным рецептам. И все это — в самом магазине, с помощью WI-FI, использование которого в прошлом расширило возможности компании сегодня.

Для российской Пятерочки в этом плане все только начинается, и трудно сейчас делать какие-либо прогнозы относительно успешности. С одной стороны, те эксперты, которые ссылаются на недостаточную платежеспособность большого количества клиентов Пятерочки, могут вполне не учесть объективного фактора, о котором упоминалось в самом начале статьи – дефицита бесплатного WI-FI в России.

В Пятерочке не скрывают того, что основная ставка в проекте делается именно на привлечение людей. Основание – население с каждым днем становится более технологически грамотным, и все чаще использует всевозможные гаджеты.

Разумеется, для успеха ритейлер должен прислушиваться к экспертному мнению и учитывать опыт передовых компаний, сопоставлять их наработки с особенностями местного менталитета. Разумный и взвешенный подход — гарантия удачного воплощения любой – пусть даже самой фантастической идеи.

Оставить отзыв

(Обязательное поле) (Минимальная длина отзыва: 350 символов)

0

*

(Обязательное поле)