Сотмаркет

Продажа Сотмаркета

Продажа Сотмаркета

Заявление отца-основателя одного из крупнейших в России интернет-магазинов электроники Сотмаркет Всеволода Страха о том, что он планирует выставить свое детище на продажу, многих застало врасплох.

С одной стороны – расстроены клиенты, которые, не ведая о возможных проблемах фирмы, привыкли пользоваться ее услугами, с другой – коллеги по цеху, озадаченные вопросом – Что делать?

Ведь некоторым значимым участникам рынка электроники, работающим, преимущественно, в традиционном формате оффлайн, уже сделано предложение приобрести ИТ-составляющую Сотмаркета в сегодняшнем ее состоянии. А в нее включен сайт, клиентские базы, контент, трафик и тому подобное – все то, что нарабатывается титаническим трудом и, как правило, не один год.

Всеволод Страх подтвердил, тот факт, что он лично разослал коллегам письмо о готовящемся закрытии магазина и его продаже, и, соответственно, в нем освещены деловые предложения о покупке всем заинтересованным. С его слов, переговоры в настоящее время ведутся с Эльдорадо, Media Market, М-Видео.

Представители названных компаний не опровергли, и не подтвердили информацию, предпочтя на данном этапе от комментариев воздержаться. Главный СЕО–специалист платформы Ютинет, в которую входит, в том числе и Сотмаркет, Борис Лепинских, заявил о том, что название бренда, онлайн-магазин и трафик – это самые ценные составляющие для подобного рода бизнеса. Точная сумма продажи еще неизвестна и даже не обсуждалось.

По словам Лепинских – они ждут предложений рынка. Ценность, с точки зрения большого бизнеса, очевидна: по данным мэйл.ру на сегодняшний день, ежедневное посещение Сотмаркета составляет 80000 — 100000 человек. В месяц же насчитывается уникальных пользователей: от 750000 до 1000000 человек. И у каждого из них есть индивидуальная база и потребности, которые возможно по ней отследить.

Конечно, наивно отрицать тот факт, что нынешнее положение дел на Сотмаркете лишь условно напоминает о былом успехе. Согласно исследованиям, проведенным агентством Data Insight, в 2013 году количество уникальных посетителей сайта составляло 585000 в месяц.

Годовая выручка доходила до 4,2 миллиарда рублей. Такой показатель возвел Сотмаркет на 17 место среди крупнейших российских онлайн-магазинов по объему выручки. В качестве сравнения: Юлмарт – крупнейший субъект онлайн торговли в РФ имел прибыль 21,8 миллиардов рублей и 7,7 миллионов уникальных посетителей в месяц; Связной — 16,15 миллиардов рублей и 8миллионов посетителей; Озон.ру – 9,2 миллиарда рублей и 8,1 миллион посетителей.

Краткая история Сотмаркета

Всеволод Страх в 2005 году был еще школьником – учился в последнем классе. Именно тогда он и создал свой Сотмаркет. Революционной составляющей в самой идее не было – компания торговала мобильными телефонами, аксессуарами к ним, бытовой техникой.

Однако серьезный подход к работе и уважение к клиенту привело к конструктивному результату – продаваемая продукция пользовалась большим спросом. Тем более, что вся она была фирменная – о подделке речи не шло, потому что вся техника, шедшая на продажу покупалась у дистрибьюторов. Рассылалась она по территории всей Российской Федерации – это оказалось очень эффективным для формирования клиентской базы: качественный товар и надежная доставка – что может быть лучше для неискушенных на тот момент покупателей!

Парадоксы бизнеса

Спустя 7 лет после создания Сотмаркет уже фигурировал в рейтинге ИД Комерсантъ. По итогам 2012 года фирма заняла среди крупнейших сетевых ритейлеров 3 место. Мало того – компания к тому моменту имела помимо 492 пунктов выдачи еще и 700 розничных магазинов – в 330 городах РФ.

Оборот составлял 4, 15 миллиарда рублей. И все-же, несмотря на, казалось бы, успешные показатели в 2012 году снаружи, внутри состояние компании было катастрофическим. Всеволод Страх брал на расширение кредит за кредитом, а фирменные пункты выдачи совершенно не окупались.

По материалам издания Секрет Фирмы, в 2012 году руководству Сотмаркета пришлось пойти на крайние меры – продать контрольный пакет акций IQ One Holdings – венчурному фронду, который выступил в роли спасительного для Сотмаркет стратегического инвестора.

Гендиректор российской онлайн сети Enter Сергей Румянцев предполагал, что цена данной сделки могла достигать 50 миллионов долларов. Всеволод Страз рассчитывал, что стараниями IQ One Holdings Сотмаркет обеспечит для себя лидирующие позиции в российской интернет-торговле. К слову, IQ One Holdings действует под управлением еще более крупной инвестиционной компании — Sferiq.

Союз 2014

Относительно недавно – в середине лета 2014 года IQ One Holdings на базе ютинетовской платформы объединил Сотмаркет, Е96, и, собственно, Ютинет.

Объединенный ассортимент этих 3 компаний включал в свой условный каталог свыше 300 тысяч различных наименований, географический охват распространялся более чем на 200 российских городов; суммарный оборот – свыше 9 миллиардов рублей.

Наталья Колупаева, занимающая пост старшего аналитика Райффайзенбанка, оценивает продажную стоимость объединенного бизнеса, включающего в себя все 3 субъекта, в сумму, свыше 2 миллиардов рублей.

Основные фигуранты союза 2014 года таковы:

  • основатели Е96 Борис Лепинских и Дмитрий Пивоваров – получили на двоих 20% акций;
  • один из основателей компании Ютинет Михаил Уколов – на его долю пришлось 7% акций;
  • Всеволод Страх, собственной персоной – владелец 20% акций;
  • Ульви Касимов – бессменный контролирующий владелец холдинга Sferiq, под управлением которого и происходят все описываемые в данной статье процессы.

Стоит отметить, что все основатели интернет-магазинов получили свое место в совете директоров.

Проблемы поиска покупателей

Вернемся к продаже Сотмаркета и предложению Всеволода Страха купить его. Пока Лепинских говорит о том, что компания ожидает ценовых предложений от потенциальных покупателей, некоторые крупные интернет-ритейлеры, которым поступило предложение, поспешили от возможной сделки откреститься. Да и сам процесс поиска покупателей неохотно обсуждается продавцом.

Однако некоторые представители крупных компаний все-же решились прокомментировать событие – на правах экспертов. Так Илья Тимченко – генеральный директор Техносилы считает, что бизнес Сотмаркета будет стоить примерно в несколько десятков миллионов рублей – по меркам большого бизнеса совсем немного. Объясняется это тем, что на смену сетям, подобных Сотмаркету, пришли компании, успешно осуществляющие деятельность оффлайн – те же М-Видео.

Отсюда – падение посещаемости и снижение оборотов. Основатель издательской компании Data Insight Федор Вирин говорит, что предполагаемая минимальная цена веб-части сайта – 15 миллионов рублей. Все-таки и движок, и контент, и трафик в любом случае имеют высокую ценность.

С другой стороны – система обработки заказов, договорная часть, взаимоотношения с поставщиками и прочие административно-хозяйственные, остаются под неоспариваемым контролем Ютинет-платформы. Покупка веб составляющей сродни пропуску под контроль IQ One Holdings. А как извлечь выгоду – это, несомненно, вопрос покупателя.

Вместе с тем, остальным участникам объединения под крылом IQ One Holdings тоже — покой только снится. В конце апреля 2015 года было заявлено о закрытии бизнеса Ютинет и Е96 в Москве. Причина все та же – высокая конкуренция в столице России. В качестве спасательного мероприятия решено передислоцировать штаб-квартиру в Екатеринбург и сосредоточиться на предоставлении услуг регионам на базе E96.

Всеволод Страх, который все еще является акционером объединенной компании, поясняет: у любого онлайн–ритейлера в Москве и Санкт Петербурге низкая маржинальность – именно по этой причине и продается Сотмаркет.

В большинстве случаев молчащий о деталях переговорного процесса, а тем более о возможных ценах продаж своей фирмы, Всеволод Страх все же раскрыл некоторые карты насчет будущего Сотмаркета, да и собственного тоже. Он сказал, что региональная составляющая Сотмаркет перейдет в E96 – данной сети суждено играть ведущую роль в связке с Ютинет.

Что касается самого основателя Сотмаркета, то он оставляет за собой статус акционера будущей компании, но сознательно отказывается от принятия каких-либо операционных решений. Вместо этого – будет проводить время в свободном плавании – в поиске или разработке новых проектов.

Оставить отзыв

(Обязательное поле) (Минимальная длина отзыва: 350 символов)

0

*

(Обязательное поле)